Знакомство с Бейсиком и Паскалем (Begin)


Для начала...

          Итак, начнём. Начнём по порядку, подробно останавливаясь на каждом операторе и на каждой функции. Сразу отмечу, что здесь, как и везде, будет даваться общее понятия каждого оператора или функции, а затем - их синтаксис на бейсике и на паскале - по два окна - жёлтое для бейсика, красное - для паскаля соответственно. Для начала возьмём самое основное - поиск и запуск программ, интерфейс и т.п., затем приступим у операторма и функциям. Приступим...


Где искать?

          Проблем с этим, я думаю, не должно возникнуть. И бейсик и паскаль просто обязаны быть у учителей информатики, также стоит поспрашивать у друзей - у кого-нибудь точно будут. Ну, если так получилось, что нигде не нашлось ни того ни другого, то, если есть такая возможность, поискать в интернете. Хотя, стойте! Бейсик, кажется, есть в папке DOS, если такая есть у Вас. QBasic v1.0 - кажется, такой. Полный путь должен быть примерно таким: "C:\DOS\QBASIC.EXE". Ну, поскольку у меня папки DOS вообще не существует, то я могу ошибаться. С кем не бывает?.. (: С паскалем всё примерно так же, только его нет в стандартных пакетах. Придётся поискать...
Вверх

Поехали!

          С запуском компиляторов проблем, в общем-то, тоже не должно быть. Три варианта запуска:

  1. Нет ничего, кроме MS DOS? -Не беда! открываем каталог с бейсиком или паскалем, в командной строке вводим или qbasic (или qb) для бейсика или turbo для турбо паскаля или bp для борланд паскаля.
  2. Уже лучше - есть Norton Commander или что-нибудь подобное. В принципе, то же самое - заходим в каталог бейсика или паскаля (клавишей Enter, если кто-нибудь не знал), запускаем нужный файл (той же клавишей! (: файлы написаны в пукте 1).
  3. Ну, самый распространённый вариант; я бы даже сказал, на сегодняшний день других вариантов почти совсем нет. Думаю, Windows есть у всех в обязательном порядке. И опять - то же самое. Заходим в каталог, запускаем файл. Просто!
Вверх

И вот оно - окно...

          В окне программы с ожиданием текста мигает курсор - им, как Вы уже поняли, указывается текст, который Вы будете вводить. Большое синее поле - поле редактирование текста (цвет поля, а также текста можно настроить). Сверху - имя файла, с которым в данный момент ведётся работа. Сразу после имени, повыше - меню программы. В бейсике также присутствует поле Immediate (немедленно) - это окно немедленного выполнения. Также внизу и справа есть полосы прокрутки - для просмотра текста программы за пределами видимого экрана. Поговорим о редактировании текста.

  • Удаление лишних символов.

    Удалять символы можно клавишами Backspace (удаления символа слева от курсора) и Delete (удаление символа справа от курсора) Замечу, что активная точка - левая точка мигающего курсора. То есть клавишей Delete удаляется символ, который находится непосредственно над самим курсором.

  • Вставка недостающих символов.

    Курсор нужно установить под тот символ, слева от которого нужно вставить недостающие символы. Текст при этом раздвигается автоматически.

  • Переход из режима вставки в режим замены.

    Режим вставки - стандартный режим редактирования текста. А вот режим замены включается при нажатии на клавишу Insert, выключается нажатием на неё же. Курсор тогда принимает форму мигающего прямоугольника. В этом режиме набранные символы будут не добавляться к тексту (добавляться они будут, если курсор находится в конце текста), а заменять следующие символы. Напирмер, курсор стоит под символом "о" в слове "Информатика". Мы набираем "123". В режиме вставки текст станет таким: "Инф123орматика", а в режиме замены - "Инф123атика".

  • Переход на следующую строку.

    Осуществляется при нажатии на клавишу Enter. При этом курсор создаёт новую строку и переходит в её начало. Если Вы случайно нажали клавишу Enter в середине текста, и текст после курсора перешёл на другую строку, пугаться не надо. Нажмите Backspace, и он встанет на своё место.

  • Копирование и перемещение фрагментов текста программы.

    После выделения текста (или курсором или клавишами Влево или Вправо с зажатой клавишей Shift), возможны следующие варианты:

    • удаление фрагмента - клавиша Delete;
    • копирование фрагмента в буфер - сочетание клавиш Ctrl+Insert;
    • вырезка фрагмента в буфер - сочетание клавиш Shift+Delete;
    • вставка фрагмента из буфера в новое место (сколько угодно раз) - поместить курсор в нужное место, куда надо вставить текст, который был вырезан или скопирован, а затем - сочетание клавиш Shift+Insert.

          Вообще, всё это можно сделать и через меню Edit. Кстати, если вдруг у Вас нет мыши, переход в меню осуществляется клавишей Alt. Работа в меню - клавишами Вправо, Влево и Enter.

Вверх

А если что не так?..

          Часто в тексте программы допускаются те или иные ошибки. Если допущена ошибка, появляется окно с указанием типа ошибки, кратким её описанием и курсор становится в место ошибки. Соответственно, если ошибок несколько, то после исправления одной, компилятор переходит к следующей. Есть два варианта - перейти к справке с подробным описанием найденной ошибки или сразу редактировать текст программы, исправляя ошибку. Если же программа полностью правильная, то паскаль выводит окошко с информацией о файле при проверке синтаксиса.
Вверх

Вперёд и с песней!

          Допустим, мы написали программу. Что дальше? Правильно - надо её запустить. Нужно же посмотреть, что получилось из всего того, что было написано. В бейсике для запуска программы нажимаем F5. Правда, программа запускается лишь с того момента, где она перед тем прервалась. Что делать? Нужно с самого начала. Не проблема - нажимаем сочетание Shift+F5 - программа запускается с самого начала. После завершения программы, внизу экрана - надпись "Press any key to continue" ("Чтобы продолжить, нажмите любую клавишу"). В паскале всё примерно так же - для запуска программы - сочетание клавиш Shift+F9.

          Можно считать, познакомились. Смело - в следующий раздел!

Вверх
Hosted by uCoz